27 июля 2013
Наташа Дёмина: «Дерзать, пробовать, ошибаться».

2013 год для «NuclearKids» - не только год юбилея, но и год обновления проекта. Максимум новых участников, новая репетиционная база,  новый жанр постановки, тяготеющий, скорее,  к музыкальному театру, чем к эстрадным шоу…. Справиться с большими переменами и за три недели  освоить экспресс-курс актерского мастерства  ребятам помогает новый педагог по актерскому мастерству и сценической речи – актриса Наташа Дёмина. 

Выпускница Школы-студии МХАТ, играющая в экспериментальных постановках  Центра им. Вс. Мейерхольда, а также совместном проекте Театра им. Йозефа Бойса и общества «Мемориал» - рассказала, чем ее привлек проект «NuclearKids», почему не нужно отговаривать  от актерской профессии и чего не хватает современным детям, какими бы «ядерными» они не были.  

НЕОБЫЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «ОБЫЧНЫХ»

- Наталь,  ты выпускница классической МХАТовской школы, которая играет в современном документальном театре. Как тебя «занесло» на детский проект?

-  Ну, прежде всего, мне очень интересно  с детьми. В Москве я работаю в том числе в детском театре и, мне кажется, кое-что про детей уже понимаю. Многие взрослые люди обросли  комплексами, их жизнь поломала. А детей – еще нет. Ребята на проекте  сейчас находятся на том этапе, когда их еще можно избавить от многих сложностей в общении. Поэтому мой курс – это сочетание актерского мастерства со «скорой психологической помощью»: играми на внимательность, на запоминание,  развитие навыков коммуникации. 

- Как ты узнала про «NucKids»?

- Меня Митя (Дмитрий Горбас, художник постановщик-проекта – Прим. автора)  «сосватал» (улыбается).  В прошлом году я приходила в театр «Etcetera» на мюзикл «Станция «Мечта» проекта «NucKids». Если честно, шла и думала:  «Ну да, а сейчас у нас будет самодеятельность». Ожидала увидеть любительский театр. А увидела пусть еще не профессиональную историю, но огромную работу детей над собой и большое будущее впереди.  И была очень удивлена,  что меня трогает, как они играют,  я даже плачу в каких-то моментах….

Есть вещи, которые дает Бог:  замечательный голос, красоту… Их можно  совершенствовать, но главное тебе уже дано.  Как ни парадоксально,  когда ты «обычный», возможностей развивать себя гораздо больше. А вот желание есть не у всех. У «NucKids» есть. Ребята живые, видят, слышат,  воспринимают. Пусть не все, но большинство тянет за собой остальных.

САМОЕ ТРУДНОЕ – ПРОСЫПАТЬСЯ ПО УТРАМ

- С какими ожиданиями ты ехала на проект?

-  Несколько лет назад я ездила в летнюю театральную школу Союза театральных деятелей, где  профессиональные актеры создают спектакли за короткий срок.  Я ожидала чего-то подобного от «NucKids», и была готова, что нужно будет очень много работать.  Но все оказалось еще сложнее. И мне это так нравится! Нравится, что я, как выжатый лимон после репетиций….   

- Что самое трудное?

-Самое трудное – вставать по утрам (смеется). На самом деле, когда ты чувствуешь отдачу от детей, уже все равно, устала ты и когда  последний раз обедала. Но просыпаться рано правда  оооооочень тяжело.

- Как бы ты сама сформулировала свою задачу как педагога проекта? Насколько я могу судить по отзывам о твоих занятиях, ты занимаешься с детьми не только сценической речью. И  «Скорая психологическая помощь Натальи Дёминой» работает отлично…

- Знаешь, перед проектом я часто задавала себе вопрос: «А имею ли я право оказывать им эту помощь?».  Как  любому здравомыслящему человеку, мне свойственно в себе сомневаться. Я приехала сюда с вопросами:  какой будет эффект от моих занятий по речи,  от разговоров с детьми, нужно ли с ними говорить, как со взрослыми…

- Ответы нашлись?

  - Да, я вижу их глаза и понимаю: делаю то, что нужно!  Как-то на занятии одна из девочек сказала: «Нас ведь никто не слушает!».

 И первая галочка, которую я себе поставила – надо их слушать. Каждый день они приходят ко мне со своими проблемами, связанными с ролью и нет, я с ними говорю – честно, по-взрослому, не сюсюкая. И это их меняет! Мне всегда казалось, что взрослым гораздо больше нужно быть выслушанными.  А оказалось наоборот.

У меня ощущение, что с детьми вообще не разговаривают.  Хотя я  понимаю, что родители не желают им зла, и они  практически все растут  в тепличных условиях: мамы, папы, бабушки, дедушки оберегают. Но все равно надо говорить. Ведь гораздо проще спихнуть ребенку айпаду и телевизору, чем поиграть и поговорить с ним.

«ВСЕ РАМКИ – В ГОЛОВЕ. ТЫ МОЖЕШЬ ВСЕ!»

- Как проект может помочь в решении подростковых проблем, которые проявляются на твоих занятиях?

- У многих из них такой период, когда они еще не очень понимают, кто чего хочет. Проект играет в самоопределении ребят колоссальную роль. Здесь каждый может понять: «Да, мне это нравится, а вот это –  нет».

И в плане общения это очень классная штука. Мы живем очень замкнутой группой, и тут не получается долго маскироваться, вылезает любая ерунда. Может, я живу в волшебном мире розовых пони, но убеждена - не может быть плохой человек хорошим артистом. И мне очень нравится, что  тут все друг за друга. Я очень боялась, что дети разделятся на лагеря: «Мы группа, которая играет главные роли, и мы с вами не общаемся, потому что вы - люди в черном». К счастью, этого нет. Есть ощущение единения, и это  пленяет.

- Есть мнение, что в этом году мюзикл сложнее предыдущих лет не только с точки зрения режиссуры, но и психологически. Про что эта история для тебя?

- Про внутреннюю свободу и про возможность понять, что человек может все. Про то, что все рамки - в голове. Мир гораздо больше, шире, огромнее. Он  больше, чем 360 градусов, и  четвертое измерение может открыться, если выключить какую-то кнопку в голове,  если перестать говорить: «Я не талантливый, у меня не получается».

Это история о том, что пробовать – это здорово, что ошибаться –  еще круче. Что опыт  приобретается на ошибках. Чем выше взлетаешь, тем сильнее падаешь. А  если жизнь сначала несколько раз бьет  тебя головой об пол, ты становишься только сильнее. Сейчас много репетиций, мы собираем спектакль,  они нервничают, а мне хочется научить их не бояться  быть смешными и использовать такую классную возможность – ошибаться.

- Какие книги и фильмы ты бы посоветовала ребятам?

- Из книжек «Вверх по лестнице, идущей вниз» Белл Кауфман,  «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Убить пересмешника» Харпер Ли…Это книги, которые можно читать в любом возрасте – и в 15, и в 80. Еще рассказ Владимира Сорокина «Настенька», он  их подготовит к будущей жизни.

Из фильмов я бы посоветовала посмотреть «Белый Бим – черное ухо», «Двадцать дней без войны» Германа. «Иваново детство» – первый фильм Тарковского, не перегруженный дополнительными сложными смыслами. «Мама вышла замуж». И еще -  «Четверг и больше никогда», просто космический фильм. Я посмотрела его достаточно недавно. Сидела минут 5, титры уже прошли, а слезы все лились, лились….

 - Разговариваете ли вы на занятиях о будущем?

- Да,  многие из них собираются поступать в театральные. Говорят: «Мы придем к тебе, Наташа». И это так приятно!  

- Режиссер прошлого года, Алексей Франдетти, сказал, что если есть возможность  не быть актером, лучше им не быть. Ты согласна?

- Это невероятно сложная профессия. По самомнению бьет так, как ни одна другая. Но она такая потрясающая! Она невероятная!  Если бы я не стала актрисой, я бы все равно ею стала. Из всех профессий, мне кажется, актер -  самая прекрасная. Может быть, это фантазия, но мне кажется, что я могу менять сознание людей. И это не жажда власти, это -  желание помочь.

- И участникам «NucKids», которые бредят сценой, ты посоветуешь….  

- Поступать. Дерзать, пробовать, ошибаться. Плакать, радоваться, жить.

Наталия Губарева