30 июля 2017
О художнике, который смог

Чтобы создать мюзикл, участники проекта и творческая группа прикладывают много усилий. В большом репетиционном зале полным ходом идет постановка и «чистка» хореографических номеров; в так называемом «чилауте» режиссер оттачивает с ребятами их роли, в музыкальной комнате вокалисты учат музыкальные партии. Но для того, чтобы спектакль получился, этого недостаточно. На сцене необходимо воссоздать картинку, которая соответствовала бы задумке автора сценария; придумать и реализовать декорации и подобрать реквизит. Всем этим на NucKids 2017 занимается художник-постановщик Андрей Щаев.


  Андрей – выпускник РАТИ ГИТИС (Российской Академии Театрального Искусства). Несмотря на то, что университет он закончил только в прошлом году, на счету у Андрея множество интересных театральных проектов. Среди его работ короткометражные фильмы в Киноакадемии Н.С. Михалкова, пластический спектакль в содружестве с Егором Дружининым, а также различные постановки в Красноярском драматическом театре и Санкт-Петербургском театре комедии Н.П. Акимова. Но на проекте NucKidsАндрей в качестве художника-постановщика впервые.

Об особенностях работы на проекте NucKids

Еще до приезда в Санкт-Петербург я понимал – работы будет много. Нужно будет делать все самому, быть одновременно и бутафором, и сценографом, и монтировщиком. Обычно, когда я работаю художником на каком-нибудь проекте, я думаю только о спектакле, об общем результате. При этом, никакой физической работой себя не нагружаю. А здесь, приходится мастерить декорации и параллельно представлять, как это будет смотреться в общей картинке. В общем, для меня NucKids с самого начала был авантюрой. Потому что, если говорить откровенно, поставить полноценный спектакль с непрофессиональными артистами за 20 дней нереально.

И я брался за все это, признаюсь честно, с опаской. Но оно того стоит! Во-первых, это своеобразный творческий вызов мне, как художнику-постановщику, ведь подобные проекты встречаются нечасто. А во-вторых, это возможность показать детям, что такое театр и с чем его едят.

В этом году наш мюзикл про жизнь обычных молодых москвичей. Как это отразиться на декорациях? Какими они будут? 

  Мюзикл о Москве. И передо мной стояла задача показать столицу сегодняшнюю, такую, какой ее видят современные жители. Поэтому очень большое внимание я уделил строительным ширмам. Потому сейчас Москва – это одна большая стройка. И наши производственные заграждения или технические «леса» дают понять, что действие спектакля происходит в наши дни. Если приедете в столицу, то увидите, что она вся заставлена этими бело-зелеными баннерами, везде ведутся строительные работы. И все это вложено в текст. Когда наш режиссер, он же автор сценария, писал пьесу, он отдельно прописывал, что подобные конструкции должны быть на сцене. Я просто нашел наиболее простой и оригинальный способ воплотить это в жизнь.

  Но все-таки ключевой деталью нашего художественного замысла является проекция. Главная роль, конечно, уделена Москве. Проекции у нас будут не статичными, а живыми. То есть, еще до начала проекта, мы выезжали с режиссером и снимали «на натуре» красивые виды столицы. Например, одну из картин мы снимали в Парке Горького, так что его вы в нашем спектакле обязательно сможете увидеть. Просто сейчас экраном в театре никого не удивишь. Ставить на задник обычную фотографию парка, или стадиона, или той же Красной Площади это скучно. Мы решили как-то поиграть с этим. Надеюсь, результат зрителям понравится.

В чем особенность производства декораций на проекте?

  Перед нами стояла задача сделать художественную композицию в «гастрольном» варианте. Потому что одно дело, когда ты играешь спектакль на одной сцене, можешь ориентироваться на нее, и совсем другое – когда у тебя 5 переездов и 6 разных площадок. Мы изначально не можем сделать большие и внушительные декорации. У нас не те условия, и не те сроки производства. Именно поэтому, экран – это наше спасение. Он легко перевозится, легко монтируется и выглядит достаточно эстетично. А всяческие обрамления в виде строительных заграждений очень просто разбираются и с ними тоже не будет особых проблем при транспортировке.

Какой элемент декораций в производстве дался труднее всего? Есть ли такой?

  Такой элемент был. В одной из сцен нашего спектакля на больших санях главный герой мчится в школу через буран и метель. Во время музыкального номера к нему на сани запрыгивают ребята-танцоры, а он должен крутиться внутри и озираться по сторонам. Максим, наш хореограф, достаточно быстро собрал конструкцию из пяти стульев и поставил танец. А вот я промучился с этими санками дней пять, не меньше. Над ними работы было больше, чем над всеми строительными заграждениями. 


Во-первых, эти санки должны быть красивыми, потому что это ключевой элемент декора в сцене. А во-вторых, у самих саней довольно сложный механизм устройства: это должна быть единая установка, внутри которой должна располагаться подвижная платформа. Мне пришлось даже чертеж этих саней сделать. В общем, это, пожалуй, было самая тяжелая в производстве декорация.

Декорации в производстве довольно сложные. Работы много, вы сидите в мастерской днями и ночами. Но спектакль «Просто летний дождь» будет показан всего 9 раз. А потом все разъедутся, а декорации уйдут на склад. Вы же это понимаете, так ради чего это все?

Ради детей. Мы здесь все работаем ради детей. У проекта NucKidsосновная задача – это показать детям из глубинки, что такое настоящий театр. А мы, члены творческой группы, делаем все возможное, чтобы их опыт был наиболее полным и ярким. Это вообще такая клевая практика, ведь после проекта ребятам будет проще определиться: театр – это то, что мне нужно, или все же стоит найти себя в чем-то другом. Да, у нас есть задача выпустить годный спектакль, который удовлетворял бы современным стандартам и который не стыдно было бы показать искушенному зрителю. Но все же главное – это рассказать детям о театре и с головой погрузить их в производственный процесс. Поэтому я не в коем случае не чувствую, что моя работа будет напрасной. Мне приятно приобщится к такому проекту.

БЛИЦ

Любимая книга:

Александр Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Любимый фильм:

«В бой идут одни старики», реж. Л. Быков

«Темный рыцарь», реж. Кристофер Нолан

«Карты деньги, два ствола», реж. Гай Ричи

NucKids в трех словах:

В поисках клада.

Суслов Лев,

Специально для nuckids.ru