Nuclear Kids-2013: всё по-взрослому

4 августа в Театре комедии в
Праге творилось нечто – более восьми десятков разномастных тинейджеров
выступали в зале, предназначенном для камерных представлений. Наблюдая за этим,
казалось, что мощная энергетика заполонила даже самый незаметный уголок зала и стремительно
втягивала каждого зрителя в своё действо, определяя ему оригинальную немую
роль. Но обо всём по порядку.

Дети на сцене – вроде бы обычные,
но при этом исключительные и талантливые ребята из семей работников атомной
отрасли из девяти стран. Мало верится, что большинство из них ещё несколько
недель назад даже не были друг с другом знакомы. В первой половине года каждый
успешно прошёл огромный кастинг на участие в Пятом детском международном
проекте NuclearKids-2013 (автор идеи – Сергей Новиков) Госкорпорации
«Росатом», результатом которого стал мюзикл с лаконичным названием «Мы».

На протяжении 21 дня (!) на фоне
венгерских ландшафтов ребята интенсивно репетировали музыкальное представление
под бдительным руководством мастеров своего дела – главного режиссёра Владимира
Карабанова, хореографа Максима Недолечко, педагога по вокалу Альбины
Сейдаметовой, композитора Григория Немировского и других профессионалов, чтобы в
итоге продемонстрировать своё детище на нескольких международных площадках. В
том числе и в Праге.

Честно говоря, у многих
интересующихся людей словосочетание «современный мюзикл» вызывает неоднозначную
реакцию. Особенно, если дело касается русскоязычных версий. Уже несколько
последних лет повелось считать, что музыкальные представления подобного толка –
дело рук чистейшего буржуазного гламура. А надышавшись этими тенденциями и зная
сложные условия подготовки приезжающего детского проекта, волей-неволей предполагалось,
что придётся «делать скидки» на несплочённость артистов, сжатые сроки, крупные
масштабы и многое другое. Однако не пришлось.

С первых минут представления
начало удивлять всё по отдельности и в совокупности. По сюжету проект
представляет собой качественный бэкстейдж-мюзикл (backstage musical) с диалогами,
раскрывающий секреты закулисной жизни с лёгким привкусом ядовитых интриг. В
данном случае речь идёт о перипетиях участников международного детского
конкурса «Таланты XIX
века», который проходит в одной из российских школ и становится камнем
преткновения в дружбе и взаимоуважении ребят. Там всё по-взрослому:
журналистские подтасовки, ликвидация конкурентов, провокации, предательства и
романтика (куда же без неё!), – всё до боли напоминающее чудесный, хотя слегка
уже набивший оскомину диснеевский «Классный мюзикл» (High School Musical,
2006). Но «Мы» смог выгодно отличиться от бродвейского собрата по жанру. 

17 вокальных и хореографических
номеров – отдельный момент. Думается, что самый главный критерий для мюзиклов
даже перевыполнен:  музыка Григория
Немировского заставляет не только невольно кивать вслед за ней и постукивать в
такт, но и напевать её спустя несколько часов после представления. И кажется,
что это – достойный ответ недавнему сильному выражению Юрия Энтина о том, что
детская песня умерла в 1984 году. При этом музыкальная ткань мюзикла «Мы» не
так проста и однозначна – по ней можно изучать стили и направления: здесь и
корейский танец с веерами, народный венгерский хор, белый рэп а-ля Эминем,
рок-н-ролл Элвиса, типичные бродвейские напевы, ирландские танцы и многое
другое. Кстати, для любителей телемейнстримов в постановке тоже оказались
заготовлены сюрпризы, такие, как, например, недвусмысленные аллюзии на самую-быстроговорящую-ведущую-Канделаки
или фильмы «Убить Билла» и «Люди в чёрном».

Но самое главное, конечно, это
сами участники. До последнего не верилось, что на сцене – непрофессиональные
актёры. Тонкие нюансы мимики, жестов и декламации заставили только восхититься.
Мощные поставленные голоса главных героев мюзикла (исп. Ташбулатов Влад,
Антонюк Дарья и другие) с насыщенным грудным звучаниеми и особой бродвейской
манерой исполнения, выверенность и естественность при переходах от вокального
номера к диалогу, чувство целостности и взрослой ответственности – всё это
рождение большого чуда на маленькой сцене.

 Дети ведь и живут под девизом, вплетённым в
текст одной из песен: «должны мы верить, что сбываются мечты». Остаётся лишь
надеяться, что все свои воплощённые мечты и потенциалы, раскрывшиеся благодаря
проекту, ребята оценят и направят в нужное русло. А пока они отправляются
дальше представлять своё творение и собирать благодарные и восторженные отклики
зрителей.