Как подать заявку на заочные отборы NucKids 2020
13.05.2020
04.08.2015
Дети сотрудников атомной отрасли поставили мюзикл о детстве Игоря Курчатова.
До начала спектакля остается несколько минут, уже прозвенел второй звонок. 15-летнюю Машу Шишлову из Нововоронежа придирчиво оглядывает гример — все ли идеально? У девушки непростая роль — она играет маму главного героя, юного Игоря Курчатова, в будущем — великого физика-ядерщика, изобретателя советской атомной бомбы. За внешним спокойствием молодой актрисы скрывается нешуточное волнение — ведь она выступает в своем родном городе, где прожила с рождения.
— У нас прекрасные наставники — и режиссер, и хореограф, и преподаватель по вокалу, к тому же мы уже успешно отыграли премьеру этого мюзикла в Питере, можно сказать, сорвали овации, — улыбается Мария. — Но все равно каждый раз перед выходом на сцену есть такой, знаете, мандраж. К тому же в зале сидят самые важные для меня критики — мои друзья, мои мама и папа. Но эти чувства, это сценическое волнение, эта эйфория, когда ты выходишь на финальную сцену, когда у тебя мурашки бегут по коже и у многих артистов в глазах стоят слезы, это непередаваемо и не забудется никогда.
Философский мюзикл.
Международному детскому проекту «Росатома» Nuclear Kids (если перевести дословно, «Атомные дети») уже семь лет. В этом году труппа поставила мюзикл «Спроси у Резерфорда» — философскую музыкальную притчу о детстве Игоря Курчатова. Артисты — дети сотрудников предприятий атомной промышленности из России и зарубежных стран — Вьетнама, Чехии, Венгрии, Турции, Украины и Белоруссии.
— В год 70-летия отрасли мы решили посвятить нашу постановку детству Курчатова, — рассказывает автор идеи Nuclear Kids, директор Департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков. — Мы представили, каким мог бы быть юный Игорь в возрасте участников проекта (11-16 лет). Главный герой стремится к знаниям, совершает поступки и защищает друзей. В финале зрителям напоминают, что выросший Игорь Курчатов сделал атомное оружие не для того, чтобы его использовать, а как раз для того, чтобы больше (после бомбардировки американцами японских городов) ни у кого на Земле не возникло соблазна его применять.
— О детстве Игоря Курчатова, кроме нескольких воспоминаний, практически ничего не известно, — говорит режиссер и автор сценария мюзикла Владимир Карабанов. — Я нашел те факты, которые происходили в Крыму в 1916 году, и то, что показано в мюзикле это действительно реальная история. Основной посыл главного героя — разобраться в непростых философских вопросах — зачем человек живет, что за мир его окружает. Юный Игорь считает, что ему обязательно нужно встретиться с самым главным в мире, по его мнению, ученым — Резерфордом, чтобы он ответил на вопросы, на которые никто не может дать ответ: ни учитель физики, ни отец Иоанн, учитель Закона Божьего. Поэтому при первой возможности главный герой решает встретиться с великим ученым. Но на пути осуществления его мечты возникает препятствия, которые он тоже осмысливает, почему же они возникают.
Успеть за три недели.
На участие в проекте в этом году претендовали почти 500 детей, так что конкуренция была жесткой. Все артисты мюзикла прошли серьезный кастинг, в итоге отобрали действительно лучших из лучших — 70 ребят.Яркие декорации, волшебная музыка, нетривиальный, заставляющий задуматься сценарий — после спектакля зрители аплодировали стоя. Но самое главное, что больше всего восхитило зал, — потрясающая органичность артистов. Ни малейшей фальши и неестественности, дети буквально жили на сцене в образе своих героев — в общем, зрелище вышло ядерным.
— Так играли дети в старых советских детских фильмах, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц, — а для меня, как представительницы того поколения, это знак качества.
Если вдуматься, труппе удалось сделать почти невозможное — ведь по условиям проекта на постановку спектакля «с нуля» дается всего три недели. За это время детям нужно было разучить непростые вокальные партии, освоить сложную хореографию, выучить непосредственно сам текст и, что немаловажно, притереться друг к другу, сыграться. И им это удалось.
— В проект подбираются дети, которые хотят что-то делать, целеустремленные, с ними проще работать, — продолжает свой рассказ Владимир Карабанов. — Те дети, которые еще не участвовали в проекте, а их 80 процентов, сначала не понимают, куда они приехали, но за неделю адаптируются, начинают вникать, стойко переносят все нагрузки. Мы оцениваем возможности детей — что они могут, что у них органичнее всего получается — и, исходя из индивидуальных данных, создаем для них сценические рисунки. Спектакль очень сложный, сложнее, чем в прошлые годы. Но многие сцены уже «склеились» на премьерном спектакле в Питере, так что можно сказать, генеральная репетиция у нас состоялась там. Наши юные артисты справились, есть некоторые недочеты, но далеко не каждый взрослый коллектив достойно выступит в таких жестких временных рамках. И самое главное, на мой взгляд, это то, что ребята почувствовали себя единым организмом, научились работать в труппе и поняли, что такое общий пульс работы и сценический драйв.
А что дальше?
Кстати, некоторые участники мюзикла же всерьез задумываются о том, чтобы связать свою дальнейшую жизнь со сценой. Например, пятнадцатилетняя Вероника Дорофеева из Москвы собиралась стать атомщиком, как мама, но, почувствовав, что такое энергетика зала и связанные с этим эмоции, решила стать актрисой.
Никита Эрбес из Краснокаменска (Забайкальский край) и Владислав Гапон из Волгодонска теперь друзья не разлей вода. Владислав играет Пашку-попрыгунчика, главу беспризорников. А Никита исполняет роль отца Иоанна.
— Оказалось, роль очень непростая — говорит Никита, — загримироваться — это дело времени и техники, а вот самое главное — голос, он должен быть низким, и манеры, движения они же у священнослужителей особенные. А вообще, здесь очень здорово!
— Мы уже подружились со всеми ребятами проекта, — говорит Мелисса Кабоглу из Турции, — они приехали из разных стран. Репетировали мы каждый день. Просыпались очень рано и до позднего вечера были на сцене. Это очень интересно. Не замечаем, как бежит время. Кроме репетиций для нас еще были организованы экскурсии. Впечатлений — море!
Скорее всего, не всех участников этого удивительного проекта в дальнейшем ждут большие роли и известность. Но это и не главное. Мюзикл — это своеобразный «социальный лифт» для детей из закрытых атомных городов. Но важнее то, что эту чудесную атмосферу всеобщего единения, успешно сделанного дела они уж точно не забудут никогда. Как и новых друзей, с которыми вместе делили и радости и трудности непростой актерской жизни. (Любопытный факт — многие из зарубежных участников проекта настолько прониклись, что стали вдумчиво изучать русский язык.)
А пока проект продолжается. Впереди у ребят гастроли в Венгрии, Чехии и Москве.
Даниил Ендовицкий, «Московский комсомолец»