Илья Ефимов. О том, как создается музыка проекта NucKids

Без чего нельзя
представить себе спектакль? Конечно же без музыки. Она всюду сопровождает
героев, подчеркивает атмосферу спектакля и, безусловно, усиливает эмоциональный
эффект от постановки. Ну а когда мы говорим про мюзикл, то о важности
музыкального сопровождения и говорить нечего! Музыка существует наравне с
драмой, а песни и хореографические номера подчеркивают характер персонажей и
добавляет яркую краску в театральное произведение. Для проекта NucKids три года пишет музыку композитор – Илья Ефимов.

  Именно его музыку вы могли слышать в наших спектаклях, таких
как «Спроси у Резерфорда», «Фантазеры XXIвека». И вот теперь, его очередная
работа – мюзикл «Просто летний дождь». Основной работой для Ильи является
разработка виртуальных инструментов для композиторов и музыкальных продюсеров
по всему миру. Также, он занимается написанием музыкального сопровождения для
кино и телесериалов. Например, в сериалах «Голубка», «Варенька», «Монте Кристо»
на телеканале «Россия 1» вся музыка написана именно Ильей Ефимовым. Одним
словом, большой профессионал.

Вы на проекте NucKids уже третий год подряд. Что
заставляет возвращаться к нам снова и снова?

С проектом меня, действительно,
связывает большая история. Три года назад я созвонился с Сергеем Новиковым, с
которым мы вместе заканчивали музыкальное училище в Нижнем Новгороде, и он
предложил мне приехать к вам на
NucKids. Это меня
заинтересовало, потому что я обычно с детьми не работаю, да и мюзикл для меня
жанр новый. Я согласился. И да сих пор ни капельки не жалею. Те позитивные
эмоции, которые мне дарят дети при работе с ними, их ни на что не променяешь.
Плюс ко всему, мне очень комфортно работать с творческой группой проекта. И
режиссер (он же автор сценария и текстов песен), и хореограф, и педагог по
вокалу – большие профессионалы. Работать с такой командой – одно удовольствие.
Вот поэтому и приезжаю!

  Вы
работаете в тандеме с Владимиром Карабановым, который пишет текст к песням в
мюзикле. Как все-таки происходит процесс сочинения мелодии?

  Процесс
этот очень увлекательный. Сначала Владимир пишет текст. Мы долго обсуждаем с
ним характер песни, смотрим, чтобы она грамотно вошла в сценарий. Затем я ему
предлагаю варианты. Могу показать ему какие-то фирменные треки других
исполнителей. Мы просто берем фактуру этого референса и потом видоизменяем ее
настолько, что от исходника вообще ничего не остается. Цепляемся за что-то,
понимаем, в каком направлении двигаться и идем вперед! Ну а вообще, работа
происходит практически в реальном времени. Режиссер присылает мне слова песни,
я пробую вписать их в музыку и тут же отсылаю ему обратно. Он может одобрить, а
может нет. Иногда я говорю, что, допустим, этот кусочек текста на мелодию ну
никак не ложится. Тогда уже он пробует что-то исправить. Очень хорошо, что мы
нашли с ним общий язык и к третьему году сотрудничества понимаем друг друга
буквально с полуслова.

Об особенностях работы над песнями в этом году.

  На
самом деле, в этом году работы над музыкой было очень много. В спектакле звучит
8 песен, а также множество хореографических номеров, для которых тоже нужно
было написать музыкальное сопровождение. Одной из самых сложных песен в этом
году стала финальная. Из-за нехватки времени, пришлось добивать ее в последний
день. Скорее даже в ночь. Ну и рождалась она, разумеется, в творческих муках. Владимир
сначала показал мне фрагмент текста на запев, я накидал мелодию. Потом начали
думать припев. После того, как перебрали несколько вариантов, решили
остановиться на теме дождя. Мы немножко ее переделали, чтобы ребятам удобно
было петь. Но запев пришлось переписать полностью, потому что он никак не
ложился на новую мелодию припева. В общем, мы веселились так часов до 6 утра. А
дальше приехали дети и сходу воплотили наши задумки в жизнь. В этом плане, они
большие профессионалы.

  Еще
одним интересным моментом было написание песни «Тундра». Это песня наполовину
на якутском. В ней говорится о том, как тяжело жить в тундре и как тяжело
добираться маленьким якутам до школы. И выполнена она должна была быть, по
задумке режиссера, в стиле рок или даже панк. Я никогда раньше такую музыку не
делал. Но в детстве я ее много слушал музыку
Metallica, Kreatorи других групп. И вот эти
воспоминания из детства мне в этом году здорово помогли. Все равно,  за всю жизнь накапливается какой-то внутренний
музыкальный багаж, который используешь в разных проектах.

Ваша основная работа с детьми происходит на студии
звукозаписи. Какой аспект дается труднее всего?

  В рамках проекта
ребята собираются разные. Все с разным уровнем подготовки. Кто-то силен на
высоких регистрах, кто-то – на низких. У кого-то проблемы с правильным
дыханием, у кого-то – с вокальной техникой. Мы же не можем взять трех девочек и
записать с ними все песни. Приходится подстраиваться, что-то придумывать,
работать с детьми на месте. Плюс, каждый год мы сталкиваемся с боязнью студии у
ребенка. То есть на репетициях он поет прекрасно, но, когда встает к микрофону,
начинает стесняться. Здесь же совсем другая обстановка. Кто-то из участников
проекта и в студии никогда не был. Тут и микрофон, который ловит каждый шорох,
и большие наушники, и большая сольная работа. В этом году у нас некоторые
девчонки даже плакали на студии, потому что где-то не получалось. Мы их все
вместе успокаивали, помогали стравится с их страхами и зажимами.

БЛИЦ

Любимые классические композиторы:

Бах, Прокофьев, Чайковский

Любимые кинокомпозиторы:

Э. Морриконе, Дж. Уильямс 

Любимый мюзикл:

Таких нет. Не люблю мюзиклы вообще. У нас на проекте
нет бродвейской
музыкальной эстетики. Здесь все музыка более
джазовая и эстрадная. Именно это мне близко.

NucKidsв
трех словах:

Постараюсь следовать тренду этого года. «Просто
летний дождь»

Суслов Лев,

Специально для nuckids.ru