ВАЖНО! ПО ПОВОДУ ПРИСЛАННОЙ ИНФОРМАЦИИ.
28.05.2013
27.07.2013
2013 год для «NuclearKids» — не только год юбилея, но и год
обновления проекта. Максимум новых участников, новая репетиционная база, новый жанр постановки, тяготеющий,
скорее, к музыкальному театру, чем к
эстрадным шоу…. Справиться с большими переменами и за три недели освоить экспресс-курс актерского мастерства ребятам помогает новый педагог по актерскому
мастерству и сценической речи – актриса Наташа Дёмина.
Выпускница Школы-студии МХАТ, играющая в
экспериментальных постановках Центра им.
Вс. Мейерхольда, а также совместном проекте Театра им. Йозефа Бойса и общества «Мемориал»
— рассказала, чем ее привлек проект «NuclearKids», почему не нужно отговаривать от актерской профессии и чего не хватает
современным детям, какими бы «ядерными» они не были.
НЕОБЫЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «ОБЫЧНЫХ»
—
Наталь, ты выпускница классической
МХАТовской школы, которая играет в современном документальном театре. Как тебя
«занесло» на детский проект?
— Ну, прежде
всего, мне очень интересно с детьми. В
Москве я работаю в том числе в детском театре и, мне кажется, кое-что про детей
уже понимаю. Многие взрослые люди обросли
комплексами, их жизнь поломала. А детей – еще нет. Ребята на проекте сейчас находятся на том этапе, когда их еще
можно избавить от многих сложностей в общении. Поэтому мой курс – это сочетание
актерского мастерства со «скорой психологической помощью»: играми на внимательность,
на запоминание, развитие навыков
коммуникации.
—
Как ты узнала про «NucKids»?
— Меня Митя (Дмитрий Горбас, художник
постановщик-проекта – Прим. автора)
«сосватал» (улыбается). В прошлом
году я приходила в театр «Etcetera»
на мюзикл «Станция «Мечта» проекта «NucKids». Если честно, шла и думала: «Ну да, а сейчас у нас будет самодеятельность».
Ожидала увидеть любительский театр. А увидела пусть еще не профессиональную
историю, но огромную работу детей над собой и большое будущее впереди. И была очень удивлена, что меня трогает, как они играют, я даже плачу в каких-то моментах….
Есть вещи, которые дает Бог: замечательный голос, красоту… Их можно совершенствовать, но главное тебе уже дано. Как ни парадоксально, когда ты «обычный», возможностей развивать
себя гораздо больше. А вот желание есть не у всех. У «NucKids» есть. Ребята живые,
видят, слышат, воспринимают. Пусть не
все, но большинство тянет за собой остальных.
САМОЕ ТРУДНОЕ – ПРОСЫПАТЬСЯ ПО УТРАМ
—
С какими ожиданиями ты ехала на проект?
— Несколько
лет назад я ездила в летнюю театральную школу Союза театральных деятелей,
где профессиональные актеры создают спектакли
за короткий срок. Я ожидала чего-то
подобного от «NucKids»,
и была готова, что нужно будет очень много работать. Но все оказалось еще сложнее. И мне это так
нравится! Нравится, что я, как выжатый лимон после репетиций….
—
Что самое трудное?
-Самое трудное – вставать по утрам (смеется). На
самом деле, когда ты чувствуешь отдачу от детей, уже все равно, устала ты и
когда последний раз обедала. Но
просыпаться рано правда оооооочень
тяжело.
—
Как бы ты сама сформулировала свою задачу как педагога проекта? Насколько я
могу судить по отзывам о твоих занятиях, ты занимаешься с детьми не только
сценической речью. И «Скорая психологическая
помощь Натальи Дёминой» работает отлично…
— Знаешь, перед проектом я часто задавала себе
вопрос: «А имею ли я право оказывать им эту помощь?». Как любому здравомыслящему человеку, мне
свойственно в себе сомневаться. Я приехала сюда с вопросами: какой будет эффект от моих занятий по речи, от разговоров с детьми, нужно ли с ними
говорить, как со взрослыми…
—
Ответы нашлись?
— Да, я вижу
их глаза и понимаю: делаю то, что нужно! Как-то на занятии одна из девочек сказала: «Нас
ведь никто не слушает!».
И первая
галочка, которую я себе поставила – надо их слушать. Каждый день они приходят
ко мне со своими проблемами, связанными с ролью и нет, я с ними говорю – честно,
по-взрослому, не сюсюкая. И это их меняет! Мне всегда казалось, что взрослым
гораздо больше нужно быть выслушанными. А
оказалось наоборот.
У меня ощущение, что с детьми вообще не разговаривают.
Хотя я понимаю, что родители не желают им зла, и они практически все растут в тепличных условиях: мамы, папы, бабушки,
дедушки оберегают. Но все равно надо говорить. Ведь гораздо проще спихнуть
ребенку айпаду и телевизору, чем поиграть и поговорить с ним.
«ВСЕ РАМКИ – В ГОЛОВЕ. ТЫ МОЖЕШЬ ВСЕ!»
—
Как проект может помочь в решении подростковых проблем, которые проявляются на
твоих занятиях?
— У многих из них такой период, когда они еще не очень
понимают, кто чего хочет. Проект играет в самоопределении ребят колоссальную
роль. Здесь каждый может понять: «Да, мне это нравится, а вот это – нет».
И в плане общения это очень классная штука. Мы живем
очень замкнутой группой, и тут не получается долго маскироваться, вылезает
любая ерунда. Может, я живу в волшебном мире розовых пони, но убеждена — не
может быть плохой человек хорошим артистом. И мне очень нравится, что тут все друг за друга. Я очень боялась, что
дети разделятся на лагеря: «Мы группа, которая играет главные роли, и мы с вами
не общаемся, потому что вы — люди в черном». К счастью, этого нет. Есть
ощущение единения, и это пленяет.
—
Есть мнение, что в этом году мюзикл сложнее предыдущих лет не только с точки
зрения режиссуры, но и психологически. Про что эта история для тебя?
— Про внутреннюю свободу и про возможность понять,
что человек может все. Про то, что все рамки — в голове. Мир гораздо больше,
шире, огромнее. Он больше, чем 360
градусов, и четвертое измерение может
открыться, если выключить какую-то кнопку в голове, если перестать говорить: «Я не талантливый, у
меня не получается».
Это история о том, что пробовать – это здорово, что
ошибаться – еще круче. Что опыт приобретается на ошибках. Чем выше взлетаешь,
тем сильнее падаешь. А если жизнь сначала
несколько раз бьет тебя головой об пол,
ты становишься только сильнее. Сейчас много репетиций, мы собираем
спектакль, они нервничают, а мне хочется
научить их не бояться быть смешными и
использовать такую классную возможность – ошибаться.
—
Какие книги и фильмы ты бы посоветовала ребятам?
— Из книжек «Вверх по лестнице, идущей вниз» Белл
Кауфман, «Повелитель мух» Уильяма
Голдинга, «Убить пересмешника» Харпер Ли…Это книги, которые можно читать в
любом возрасте – и в 15, и в 80. Еще рассказ Владимира Сорокина «Настенька», он
их подготовит к будущей жизни.
Из фильмов я бы посоветовала посмотреть «Белый Бим –
черное ухо», «Двадцать дней без войны» Германа. «Иваново детство» – первый
фильм Тарковского, не перегруженный дополнительными сложными смыслами. «Мама вышла
замуж». И еще — «Четверг и больше
никогда», просто космический фильм. Я посмотрела его достаточно недавно. Сидела
минут 5, титры уже прошли, а слезы все лились, лились….
— Разговариваете ли вы на занятиях о будущем?
— Да, многие из
них собираются поступать в театральные. Говорят: «Мы придем к тебе, Наташа». И
это так приятно!
—
Режиссер прошлого года, Алексей Франдетти, сказал, что если есть возможность не быть актером, лучше им не быть. Ты согласна?
— Это невероятно сложная профессия. По самомнению
бьет так, как ни одна другая. Но она такая потрясающая! Она невероятная! Если бы я не стала актрисой, я бы все равно ею
стала. Из всех профессий, мне кажется, актер — самая прекрасная. Может быть, это фантазия, но
мне кажется, что я могу менять сознание людей. И это не жажда власти, это — желание помочь.
—
И участникам «NucKids»,
которые бредят сценой, ты посоветуешь….
— Поступать. Дерзать, пробовать, ошибаться. Плакать,
радоваться, жить.
Наталия Губарева