АЛЕКСЕЙ ФРАНДЕТТИ: «ЕСТЬ ПРОБЛЕМА: НА «NUCKIDS» Я СТАЛ ЗДОРОВЕЕ И ДОБРЕЕ».

 Даже для  далекого от театрального мира человека очевидно: последние дни перед премьерой  – самый ответственный и напряженный период как для актеров, так и для режиссера. Особенно, если труппа —  непрофессиональные артисты.  Особенно, если эти артисты — дети. Особенно, если спектакль готовится не за полгода, а за двадцать дней. О специфике работы на проекте «NucKids», его уроках, смещенных драматургических акцентах и профессиональных перспективах участников – наш разговор с режиссером-постановщиком мюзикла «Станция «Мечта»» Алексеем Франдетти. 

 

 
АКТЕРЫ – ДЕТИ, ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ — ВЗРОСЛЫЕ 
— Алексей, в целом «Nuclear kids»  – это решение нестандартной задачи в нестандартных условиях. Как бы ты сформулировал специфику проекта с точки зрения режиссера-постановщика мюзикла этого года?
 
— Главные особенности — очень сложный музыкальный материал, сжатые сроки и непрофессиональные актеры. Я как режиссер должен учитывать физические возможности детей, понимая, что даже если мне, скажем, очень захочется порепетировать ночью, сделать это не получится. Проект  отличается еще и масштабом: ни в одном мюзикле не занято такого количества актеров. То есть, с одной стороны, у нас есть дети, под которых нужно подстраивать репетиционный процесс, с другой — очень масштабная история.
 
— Будешь ли ты, оценивая качество постановки после премьеры, делать скидку на возраст актеров и сжатые сроки подготовки? Или требования к качеству будут взрослыми? 
 
— Моя работа с ребятами отличается от работы с профессионалами только в одном: профессионалов я бы не просил брать на репетицию воду и надевать панамки. В остальном и я, и моя команда  работаем с ними, как со взрослыми артистами. И требования к качеству будут соответствующими. Все-таки в главной ролях у нас  взрослые ребята, многие из которых на следующий год готовятся поступать в театральные ВУЗы. Некоторых я лично буду рекомендовать коллегам, за руку отведу на «Мосфильм». А там от них потребуют не меньше, чем здесь. Поэтому хочется, чтобы проект «NucKids-2012» не просто  прошел под девизом «Вау, какое у нас было клевое, яркое лето!», но и чтобы они чему-то здесь научились.
 
ДЕТИ ПОЮТ, ТАНЦУЮТ, РИСУЮТ И…МЕНЯЮТ СЦЕНАРИЙ
— Алексей, ты не только режиссер «Станции «Мечты», но и автор сценария мюзикла. Его главные герои — не столько герои-характеры, сколько герои — жизненные обстоятельства. Это сознательный ход?
  
-Мюзикл – довольно массовый жанр. И  большинству зрителей в зале герои должны быть близки. Поэтому мы взяли наиболее узнаваемые типажи и внедрили их в нашу историю. С другой стороны, мы, пожалуй, будем первыми в русском музыкальном театре, кто покажет позитивного героя на инвалидной коляске. И я очень этим горжусь. Не униженного и оскорбленного, а веселого человека, мотора компании. По счастью, исполнитель этой роли у нас хороший актер, так что все должно получиться.  
 
—  По сюжету молодые люди из закрытых городов едут в Москву. Ты вырос не в столице и знаешь, каково провинциалам покорять ее. Сколько в придуманных тобою героях тебя самого? 
 
— Наверно, в каждом понемножку. Я точно также пробивался. Также, но с первого раза, поступал в школу-студию МХАТ. Я тоже, правда, на своих ногах, ходил по больницам и выбивал какие-то справки для военкомата. Поэтому в каждом из героев есть чуточку меня. Ну, кроме Светки, пожалуй. Она у нас совсем  комичная, интересуется только айфонами, шопингом и гламуром. Но при этом она хороший, светлый человек. Именно Светка транслирует центральную идею: главное не ГДЕ ты, а КТО ты.
 
— Тем не менее, мюзикл называется «Станция «Мечта» и есть ощущение, что ребята воспринимают сценарий именно как историю про осуществление мечты…
 
— Спектакль – дело живое, и в процессе постановки смысловые акценты могут смещаться. У нас есть сильный номер про мечты, который очень нравится ребятам. А когда мы еще назвали мюзикл «Станция «Мечта», то содержание стало восприниматься совсем однозначно. Я сознательно не стал тормозить ребят, видя, что с изначально заложенной идеи смысловой вектор смещается в сторону мечты. Мы ведь не просто ставим спектакль. Мы воплощаем творческий проект. Ребята танцуют, поют, играют, их рисунки становятся частью декораций. Поэтому я решил, если они в какой-то мере станут соавторами сценария, это будет круто. 
 
— Москва может многое дать молодым амбициозным ребятам из провинции, решившим стать актерами. А что участники «NucKids» могут дать Москве? 
 
— Исходя из личного опыта, могу сказать, что многие жители столицы – не очень приятные люди.  Они холодные, циничные: город накладывает отпечаток. А Москва должна подпитываться какой-то теплотой. Это происходит постоянно с приездом новых людей. И если кто-то из талантливых ребят, которые участвуют в нашем проекте, окажется в столице, это пойдет ей только на пользу. Потому что они…неиспорченные что ли. И если им удастся сохранить это обаяние и быть собой, я верю:  у них все будет хорошо.
 
— Каковы на твой взгляд перспективы «Nuclear Kids»? Насколько жизнеспособен формат проекта, если мы говорим о профессиональных постановках? 
 
— Проект год от года растет. Думаю, в следующем году это должен быть еще более сложный сценарий, с большим количеством главных героев. Возможно, стоит попробовать поставить двухчасовой спектакль на два акта. Что же касается формата, то он вполне профессионален. Так работают многие западные театральные компании. 
 
— Следующий вопрос мы обычно задаем ребятам, но хочется услышать ответ и от тебя: чему тебя научил проект? 
 
— Работе в большой команде, в большом формате и в большом репетиционном пространстве. А еще — меньше курить и материться. Потому что материться при детях нельзя, и курить на территории «Орленка» тоже. И это большая проблема — я стал здоровее и добрее. Теперь надо понять, как с этим жить дальше. 
 
Наталия Губарева, специально для сайта NucKids.ru