О художнике, который смог

Чтобы создать мюзикл,
участники проекта и творческая группа прикладывают много усилий. В большом
репетиционном зале полным ходом идет постановка и «чистка» хореографических
номеров; в так называемом «чилауте» режиссер оттачивает с ребятами их роли, в
музыкальной комнате вокалисты учат музыкальные партии. Но для того, чтобы спектакль
получился, этого недостаточно. На сцене необходимо воссоздать картинку, которая
соответствовала бы задумке автора сценария; придумать и реализовать декорации и
подобрать реквизит. Всем этим на NucKids 2017
занимается художник-постановщик Андрей Щаев.

  Андрей – выпускник РАТИ ГИТИС (Российской Академии
Театрального Искусства). Несмотря на то, что университет он закончил только в
прошлом году, на счету у Андрея множество интересных театральных проектов. Среди
его работ короткометражные фильмы в Киноакадемии Н.С. Михалкова, пластический
спектакль в содружестве с Егором Дружининым, а также различные постановки в
Красноярском драматическом театре и Санкт-Петербургском театре комедии Н.П.
Акимова. Но на проекте NucKidsАндрей в качестве
художника-постановщика впервые.

Об особенностях работы на проекте NucKids

Еще до приезда в Санкт-Петербург я
понимал – работы будет много. Нужно будет делать все самому, быть одновременно
и бутафором, и сценографом, и монтировщиком. Обычно, когда я работаю художником
на каком-нибудь проекте, я думаю только о спектакле, об общем результате. При
этом, никакой физической работой себя не нагружаю. А здесь, приходится
мастерить декорации и параллельно представлять, как это будет смотреться в
общей картинке. В общем, для меня
NucKids с самого начала
был авантюрой. Потому что, если говорить откровенно, поставить полноценный
спектакль с непрофессиональными артистами за 20 дней нереально.

И я брался за все это, признаюсь
честно, с опаской. Но оно того стоит! Во-первых, это своеобразный творческий
вызов мне, как художнику-постановщику, ведь подобные проекты встречаются
нечасто. А во-вторых, это возможность показать детям, что такое театр и с чем
его едят.

В этом году наш мюзикл про жизнь обычных молодых
москвичей. Как это отразиться на декорациях? Какими они будут? 

  Мюзикл о Москве.
И передо мной стояла задача показать столицу сегодняшнюю, такую, какой ее видят
современные жители. Поэтому очень большое внимание я уделил строительным
ширмам. Потому сейчас Москва – это одна большая стройка. И наши производственные
заграждения или технические «леса» дают понять, что действие спектакля
происходит в наши дни. Если приедете в столицу, то увидите, что она вся
заставлена этими бело-зелеными баннерами, везде ведутся строительные работы. И
все это вложено в текст. Когда наш режиссер, он же автор сценария, писал пьесу,
он отдельно прописывал, что подобные конструкции должны быть на сцене. Я просто
нашел наиболее простой и оригинальный способ воплотить это в жизнь.

  Но
все-таки ключевой деталью нашего художественного замысла является проекция. Главная
роль, конечно, уделена Москве. Проекции у нас будут не статичными, а живыми. То
есть, еще до начала проекта, мы выезжали с режиссером и снимали «на натуре» красивые
виды столицы. Например, одну из картин мы снимали в Парке Горького, так что его
вы в нашем спектакле обязательно сможете увидеть. Просто сейчас экраном в
театре никого не удивишь. Ставить на задник обычную фотографию парка, или
стадиона, или той же Красной Площади это скучно. Мы решили как-то поиграть с
этим. Надеюсь, результат зрителям понравится.

В чем особенность производства декораций на проекте?

  Перед нами стояла
задача сделать художественную композицию в «гастрольном» варианте. Потому что
одно дело, когда ты играешь спектакль на одной сцене, можешь ориентироваться на
нее, и совсем другое – когда у тебя 5 переездов и 6 разных площадок. Мы
изначально не можем сделать большие и внушительные декорации. У нас не те
условия, и не те сроки производства. Именно поэтому, экран – это наше спасение.
Он легко перевозится, легко монтируется и выглядит достаточно эстетично. А
всяческие обрамления в виде строительных заграждений очень просто разбираются и
с ними тоже не будет особых проблем при транспортировке.

Какой элемент декораций в производстве дался труднее
всего? Есть ли такой?

  Такой элемент
был. В одной из сцен нашего спектакля на больших санях главный герой мчится в
школу через буран и метель. Во время музыкального номера к нему на сани
запрыгивают ребята-танцоры, а он должен крутиться внутри и озираться по
сторонам. Максим, наш хореограф, достаточно быстро собрал конструкцию из пяти
стульев и поставил танец. А вот я промучился с этими санками дней пять, не
меньше. Над ними работы было больше, чем над всеми строительными заграждениями. 


Во-первых, эти санки должны быть красивыми, потому что это ключевой элемент
декора в сцене. А во-вторых, у самих саней довольно сложный механизм
устройства: это должна быть единая установка, внутри которой должна
располагаться подвижная платформа. Мне пришлось даже чертеж этих саней сделать.
В общем, это, пожалуй, было самая тяжелая в производстве декорация.

Декорации в производстве довольно сложные. Работы
много, вы сидите в мастерской днями и ночами. Но спектакль «Просто летний
дождь» будет показан всего 9 раз. А потом все разъедутся, а декорации уйдут на
склад. Вы же это понимаете, так ради чего это все?

Ради детей. Мы здесь все работаем
ради детей. У проекта
NucKidsосновная
задача – это показать детям из глубинки, что такое настоящий театр. А мы, члены
творческой группы, делаем все возможное, чтобы их опыт был наиболее полным и
ярким. Это вообще такая клевая практика, ведь после проекта ребятам будет проще
определиться: театр – это то, что мне нужно, или все же стоит найти себя в
чем-то другом. Да, у нас есть задача выпустить годный спектакль, который
удовлетворял бы современным стандартам и который не стыдно было бы показать
искушенному зрителю. Но все же главное – это рассказать детям о театре и с
головой погрузить их в производственный процесс. Поэтому я не в коем случае не
чувствую, что моя работа будет напрасной. Мне приятно приобщится к такому
проекту.

БЛИЦ

Любимая книга:

Александр Волков «Урфин Джюс и его деревянные
солдаты»

Любимый фильм:

«В бой идут одни старики», реж. Л. Быков

«Темный рыцарь», реж. Кристофер Нолан

«Карты деньги, два ствола», реж. Гай Ричи

NucKids в
трех словах:

В поисках клада.

Суслов Лев,

Специально для nuckids.ru